Ремонт часов

Ремонт часов ОЧЗ (Орловский часовой завод)

Настенные маятниковые часы ОЧЗ (Орловский часовой завод) с анкерным ходом и периодом колебания маятника 1 секунда.

Давайте рассмотрим его поближе и произведём ремонт и профилактику.

Зубчатая передача и пружина хода расположены между двумя платинами, скреплёнными между собой четырьмя колонками. Перед разборкой в первую очередь необходимо спустить пружину. Для этого понадобится заводной ключ. Слегка поджимаем пружину и отводим рычаг-фиксатор(собачку) храпового колеса. Осторожно перехватываем ключ до полного раскручивания пружины. Действовать следует аккуратно во избежание травм пальцев. После роспуска пружины можно отвернуть 4 гайки на колонках и снять нижний мост(перемычку) которая удерживает заводной вал. При этом следует придерживать пружину, чтобы она не улетела. Далее снимаем мост скобочного валика и убираем заднюю платину.

Механизм имеет несвободный анкерный спуск. Вилка закреплена пружинной шайбой фрикционно на втулке, посаженной на скобочный вал. Пружина хода внешним концом закреплена за выступ платины, внутренним за выступ вала. На передней платине размещены часовое колесо с муфтой и вексельное. Между платинами расположились скобочный валик с вилкой, анкерное колесо с трибом, центральное колесо с осью, добавочное с трибом и заводное с храповиком и ,,собачкой,, Все эти элементы снимаются, отправляются на дефектовку и мойку.

Основными неисправностями могут быть обрыв пружины, разработка опор цапф осей в платинах, изношенность цапф, износ скобы спуска, поломка цапф и осей, загустение масла и загрязнение деталей.

При ремонте механизм подвергают разборке, мойке деталей. Неисправные детали восстанавливают или заменяют новыми.

Собрав механизм, его необходимо смазать в нужных местах и качественными маслами.

В основном применяются смазки отечественных производителей, но мы рекомендуем применять швейцарские масла высокого качества, такие например как Moebius. Стоимость подобных масел очень высокая, но они обладают высокой стабильностью, долго не окисляются и позволят довольно долго работать до следующего репассажа.

Наша мастерская использует именно такие расходники. Конкретно в этих часах были применены:

  • Moebius 9010-универсальная синтетика для нагруженных и быстровращающихся элементов
  • Moebius 8000-синтетическое масло для мало и крупногабаритных механизмов и узлов с небольшой частотой вращения
  • Moebius 8200-натуральное минеральное масло для мало и крупногабаритных механизмов и узлов с малоподвижными частями

Если пружина имеет большую площадь смазывания, можно применять более дешёвые и простые минеральные смазки, желательно с добавлением молибдена(антифрикционные свойства).

 

После сборки,  смазки производят регулировку, которая в основном сводится к взаимодействию скобочного валика с ходовым колесом. Для этого отверстия крепления моста скобочного валика имеют диаметр больше, чем уступы стоек на которые надевается мост. Передвигая в радиальном направлении мост вместе со скобочным валиком и вилкой, регулируют взаимодействие вилки с анкерным колесом. Правильно отрегулированный механизм должен давать равномерные ритмичные удары спуска.