Ремонт наручных механических часов Полёт 2612 с сигнальным устройством. Watch repair Poljot 2612
Во многих крупногабаритных часах применялись сигнальные устройства еще в средние века. А с будильничком в наручные часы была проблема, т.к. необходимо было впихнуть в небольшой корпус два отдельных полноценных механизма, которые при этом должны быт взаимосвязаны и хорошо работать.
Что бы засунуть столько деталей необходима очень высокая точность изготовления и плотная компоновка всех элементов внутри корпуса. Удачным примером разработки одних из первых часов с будильником считается калибр 1475 швейцарской компании AS. Он появился в 1954 году.
Его главные отличия были в простоте и надёжности конструкции и малом размере. Благодаря этим качествам швейцарские часы-сверчок завоевали бешеную популярность.
В Советском Союзе не хотели отставать и через пару лет началась разработка отечественного аналога успешных швейцарцев на калибре 1475.
Наш продукт получил название «Сигнал» с индексом 2612. Машинка вышла настолько надёжной, что практически переплюнула прародителя. Без особых изменений выпуск продолжался в течении 20 лет и только в 1978 году провели улучшение и модернизацию, после чего он получил индекс 2612.1 Не каждый может похвастать таким долгим сроком выпуска. В наши дни основа как и прежде калибр 2612 а лучше просто Сверчок. В сегодняшней статье будем разбирать интересную и красивую модель президентских с сердцем Полёт 2612.
Состоят из двух механизмов — часового и сигнального, которые кинематически связаны между собой. Каждый имеет самостоятельные пружины, размещённые в двух разных барабанах. За ход отвечает большой, а за срабатывание сигнала – малый.
Движение передаётся с большого барабана на центральный триб с колесом, на триб промежуточного, триб секундного, триб анкерного колёс, анкерную вилку и баланс.
На длинной части центрального триба фрикционно насажен минутник, движение которого через вексельное колесо передаётся часовому.
Имеет три выступа, расположенных один относительно другого под разными углами, на различном расстоянии от центра и входящих в окна сигнального колеса. Окно колеса будильника находится ниже на специальном мосту с пружинящими лапками. Окна в сигнальном колесе расположены под теми же углами и на том же расстоянии от центра, что и выступы на часовом. Выступы при вращении совпадают с окнами на сигнальном колесе только в определённом положении часового. В момент совпадения стопорная пружина освобождает штифт молоточка боя, под действием заводной пружины малый барабан начинает вращаться и передаёт крутящий момент через триб колесу боя, затем на якорь спускового регулятора, который совершает колебательные движения. Укреплённый на якоре молоточек боя при колебательном движении ударяет о штифт, запрессованный в задней крышке часов, вызывая звуковой сигнал, очень похожий на стрёкот сверчка, отсюда и распостранённое название.
Механизм заводки сигнала и переводной стрелки будильника представляет собой фигурный качающийся мостик на котором расположены левое и правое колёса переключателя и среднее заводное колесо, прикрытое качающимся мостиком и находящееся в постоянном зацеплении как с заводным трибом, так и с колёсами переключателя сигнала.
В положении «заводка» правая часть переключателя находится в зацеплении с нижним барабанным колесом, насаженным на квадрат нижней цапфы вала.
На квадрате верхней цапфы вала насажено верхнее барабанное колесо, взаимодействующее с собачкой, удерживающей пружину в заведённом состоянии.
В положении «установка сигнальной стрелки» , т.е. при вытянутой заводной головке, качающийся мостик поворачивается вокруг своей оси, его левая часть входит в зацепление с переводным колесом, находящимся в постоянном зацеплении с сигнальным.
Вращая заводную головку устанавливают стрелку будильника в нужное положение (можно вращать только против хода).
Чтобы прекратить подачу звука до окончания воздействия на него заводной пружины, нужно оттянуть верхнюю головку. При этом выступ качающегося мостика повернёт расположенный под ним рычаг, который застопорит молоточек.
Ремонт и профилактика механических часов Полёт 2612 в основном сводятся к полной разборке калибра, чистке, дефектовке деталей, при необходимости замене. Далее сборка, смазка, настройка точности хода.
Вскрыть крышку корпуса, спустить пружины оттянув собачки-фиксаторы
Вытащить заводные валы, для извлечения нажать тонко заточенным пинцетом на подпружиненные штифты
Извлечь механизм из корпуса, вставить валы обратно
Снять все 4 стрелки, кольцо крепления, циферблат. Отвернуть винты, снять колесо и мост стрелки звонка , часовое, вексельное, переводное колёса
Разобрать оба ремонтуара. Снимаем стопорный рычаг, приложив небольшое усилие стягиваем минутный триб, убираем сквозной, накладной камни. Платина со стороны циферблата разобрана
Переходим к другой стороне
Отвернуть 3 винта ангренажного моста, снять его. Убрать секундное и промежуточное колёса. Для удобства снятия узла баланса отвернуть 2 винта и снять мост центрального колеса. Теперь удобно снимать узел баланса в сборе. Разобрать его, вытащить накладные и сквозные камни, обязательно разобрать и промыть, т.к. там скапливается много грязи, остаётся старая загустевшая смазка.
Отвернуть винт барабанного колеса, снять его, следом центральное и анкерное. Снять мост анкерной вилки, следом вилку. Снять барабанный мост, разобрать его. Удалить собачку-фиксатор. Отвернуть заводное колесо. Закреплено винтом с левой резьбой, на это указывают три полоски на шляпке. Убрать барабан хода.
Отвернуть винты, снять верхнее барабанное колесо будильника, мост, аккуратно убрать колесо и молоточек боя. У них тонкие оси, поэтому действовать аккуратно. Платина разобрана, остаётся разобрать барабаны.
Разобрать их можно слегка нажав пинцетом на зубчатый венец. За счёт давления крышка откроется. Деревянной палочкой или пластиковым пинцетом выдавить заводной вал из внутреннего витка пружины. Плавно вывести её из барабана виток за витком.
Калибр разобран!
Теперь необходимо промыть и очистить все детали от грязи, старого масла, провести дефектовку, если нужно, заменить неисправные части.
Сборку производить в порядке обратном разборке, хотя тут есть нюансы и собирать можно немного в другом порядке. В любом случае, если удалось разобрать, то и собрать должно получиться. Главное использовать перчатки, чтобы не оставлять жирных следов на деталях. В идеале использовать качественное швейцарское масло. В данном ремонте используется три сорта масла Moebius. Недешёвое, зато качественное и долго прослужит.
Для упрощения сборки рекомендую фиксировать процесс на фото или видео.
В любом случае ремонт часов сопряжён с определёнными рисками повреждения деталей, особенно когда нет опыта, поэтому к этой операции стоит подходить осознанно и с подготовкой.
Для понимая всего процесса репассажа предлагаю вам посмотреть полные видео на нашем Youtube канале:
Ссылка на полное видео по разборке:
Ссылка на полное видео по сборке:
Больше интересных статей вы найдёте в разделе нашего сайта по ремонту часов, ссылка ниже:
По вопросам ремонта и реставрации часов вы всегда можете обратиться на электронную почту — support@art-time.su